info@chilwee.ru

108811, г. Москва, Киевское ш., БП "Румянцево"

Главная Статьи Особенности конструкции свинцово-кислотных батарей

Особенности конструкции свинцово-кислотных батарей

Опубликовано: 11 апреля 2017

История аккумуляторной батареи, основанной на принципе комбинации свинцовых пластин и сернокислотного раствора в роли электролита, берет свое начало в далеком 1859 году. После того конструкция подобных аккумуляторов совершенствовалась, и сейчас мы можем говорить о серьезном прогрессе в создании батарей для различных сфер – автомобили, ИБП, энергетический сектор, бытовое использование и т.д.

В этом обзоре мы попытаемся разобраться с особенностями устройства, конструкции и работы свинцово-кислотных аккумуляторов.

Общие моменты внутреннего строения

Мы упомянули выше, что данный тип аккумуляторов – это комбинация свинцовых пластин (электродов) и электролитного вещества, изготовленного из раствора серной кислоты (H2SO4). Внутри аккумулятора находятся два электрода – отрицательный (катод) и положительный (анод), на которых располагается так называемая активная масса. Отметим, что электроды изготавлвиается в решетчатой структуре, и именно в эти поры «запрессовывается» активная масса. На катоде – это обычный губчатый свинец (Pb), на аноде в роли активной массы выступает диоксид свинца (PbO2).

Электродные решетчатые пластины в виде чистого свинца встречаются довольно редко. Обычно электроды изготавливаются из сплавов различных металлов (сурьма, кальций и т.д.). Все это объясняется тем, что в чистом виде свинец не обладает надежными физико-химическими свойствами.

Аккумуляторные батареи первого поколения

К батареям первого поколения относятся классические свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Модели могут изготавливаться в двух разновидностях:

  • батареи открытого типа: конструктивно в таких устройствах не предполагается специальная крышка, поэтому электролитное вещество напрямую контактирует с воздухом. Основные недостатки таких батарей – это необходимость постоянно следить за состояние электролита, периодически доливая воду внутрь корпуса;
  • аккумуляторы закрытого типа: в данном типе устройств конструктивно предполагаются специальные пробки, которые задерживают испарение электролита и различные химические реакции. Для доливки воды пробки легко вывинчиваются. Однако «закрытые батареи» зачастую изготавливаются в необслуживаемом «формате», когда доливать воду не приходится во время всего срока эксплуатации. Наиболее частое применение «закрытых» моделей – в автомобилях, тракторной технике, пусковых и тяговых установках.

Батареи первого поколения до сих пор применяются по различным направлениям, но с течением времени их стали вытеснять усовершенствованные модели.

Аккумуляторы второго поколения

Ко второму поколению аккумуляторных батарей относятся модели, где электролитное вещество представлено в виде геля. Вместо жидкого электролитного вещества в них применяется желеобразный электролит, который создается путем добавления в раствор серной кислоты (H2SO4) специального загустителя. В роли загустителя обычно выступает селикагель – двуокись кремния (SiO2). Аккумуляторные батареи GELизготовлены в полностью герметизированном корпусе и не нуждаются в эксплуатационных вмешательствах (необслуживаемые). Наиболее критичные моменты для работы таких батарей – это нестабильность работы во многих температурах окружающей среды, а также нестойкость к перепадам напряжения.

Третье поколения свинцово-кислотных аккумуляторов

Батареи третьего поколения – это аккумуляторы, изготовленные по так называемой технологии AGM. Технология представляет собой оснащение внутренней конструкции батареи специальным сепаратором, который участвует в так называемой рекомбинации газов.

Дополнительно к электродным пластинам и электролитному веществу (раствору серной кислоты) помещается специальная сепараторная пластина. Данный абсорбент изготавливается из стекловолокна, обеспечивая надежность химических процессов внутри аккумулятора. Процесс газовой рекомбинации – наиболее важное достоинство аккумуляторов типа AGM. Их работа обеспечивает рекомбинацию более 99% всех выделяемых газов, а незначительный один процент выходит через специальные отверстия.

Наиболее частое применение AGM батарей – в автомобильной сфере. Однако батареи также не обладают стойкостью к перепадам напряжения, как и гелевые аккумуляторы.